1. Предмет педагогики, связь педагогики с другими науками.
2. Источники развития педагогики.
3. Исторический аспект педагогики. Педагогический идеал. Деятельность отечественных и зарубежных педагогов прошлого (2-3 по выбору)
4. Направления современной педагогики (Отрасли).
5. Методы педагогических исследований.
6. Педагогический процесс как целостность.
7. Образовательная система России.
8. Факторы формирования личности.
9. Возрастные особенности развития, Закономерности возрастного развития.
10. Основные категории педагогики
11. Особенности педагогического общения.
12. Типы учителей. Стили педагогической деятельности.
13. Компоненты педагогической техники
14. Цели и содержание дидактики.
15. Основные категории дидактики.
16. Принципы дидактики
17. Методы обучения (2-3 классификации).
18. Виды обучения.
19. Формы организации учебной деятельности. Урок. Типы уроков.
20. Педагогические технологии (1-2).
21. Педагогическая задача.
22. Педагоги - новаторы.
23. Цели и содержание воспитания.
24. Закономерности воспитательного процесса.
25. Принципы воспитания.
26. Методы воспитания
27. Воспитание личности в коллективе (Стадии формирования коллектива).
28. Гражданское и правовое воспитание.
29. Содержание современного нравственного воспитания.
30. Трудовое и физическое воспитание.
31. Содержание полового воспитания.
32. Эстетическое воспитание.
33. Экологическое воспитание.
34. Экономическое воспитание,
35. Семейное воспитание. Особенности взаимоотношений поколений в семье. Воспитательный потенциал семьи.
36. Проблема самовоспитания в педагогике.
37. Инновационные процессы в педагогике. Инновационные реформы.
1. Предмет педагогики. Связь с другими науками.
«ведение реб. по жизни», «служение», в религии «окормлять» (от корма – направление)
П. возн. как часть философии в 17 веке. Коменский Ян («Великая дидактика»), классная форма обучения (внешнее соглашение о деятельности), классический урок 45 мин, год разделен на четверти и каникулы, ввел экзамены, формулирует принципы обучения:
1. природосообразности (учет возрастн. особен.) 2. Доступности 3. Наглядности 4.монизна (1 урок – 1 предмет). Психологи выяснили: 14 учеников – оптимальн. Сам. Результативное – индивидуально. Джон Локк «Мысли о воспитании» В. – средство дискриминации одних людей и способ возвеличивания других. 1 ч. работы посвящена В. джентльмена. Джентльмен должен быть верен своему слову только по отношению к другим джентльменам. Трехчастная структура педагогики (дидактика/воспитание/общие закономерности, законы развития). Педагогика – это наука о воспитании человека, вкл. Обучение, формирование и развитие.
Связь с др. науками.
Этика, эстетика (помогает П. определить смысл и цели воспитания, правильно учесть действия общих закономерностей бытия и мышления)
Анатомия, физиология (база для понимании биологической сущности человека):
1. Сложная мыслительная деятельность возможна лишь с 3его, 4ого класса, т. к. это становится возможным физиологически
2. Высшая нервная деят-ть
3. Опорно-двигательный аппарат
4. Развитие органов чувств
П. св. с частными методиками (из дидактики частные методики получают инф. о принципах, методах, формах и приемах обучения вообще), методы преподавания частной дисциплины совпадают с методами исследования.
Информатика, инженерные дисциплины (укрепляется связь)
С другими науками (литературой, археологией, историей, экологией), которые дают информацию о прошлом, настоящем и будущем человечества, о среде обитания, условиях развития, особенностях их внутреннего мира.
2. Источники развития педагогики как науки.
1. Традиция народного воспитания (в настоящее время – этнопедагогика)
2. Философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды)
3. Текущая мировая и отечественная практика воспитания
4. Данные спец. организованных соц. и пед. иссл.
5. До сер. 80х – опыт педагогов –новаторов, с сер.80х –экспериментальные площадки, в наст. время – инновационные технологии
3. Понятие педагогического идеала
4. Отрасли современной педагогики.
В каждой педагогической науке выделяются 2 аспекта: теоритич., практич. Задача теор – описать общие закономерности, принципы, правила обучения или воспитания людей, предложить в педагогической практике максимально эффективные способы достижения поставленных целей. Задача практической педагогики – сама практ. деят-ть, направленная на решение проблемы, возникающей в обществе.
ОТРАСЛИ
1. Философия воспитания изуч. Возможность использования в воспитат. Практике идей различных философских сис-м
2. История педагогики изуч. разв. воспитания как обществ. явления. Осн. принцип:изучая прошлое, прогнозируй будущее.
3. Общая педагогика (базовая)
4. Возрастная педагогика (дошкольная, школьная, П. профтех школы) изуч. закономерности В. подрастающего человека
5. П. высшей школы
6. П. труда (пов. квалифик., приобретение нов. проф. в зрелом возрасте)
7. Социальная П. (перевоспитание правонарушителей)
из неё выделилась
8. Семейная П. (автор АЗАРОВ)
9. Специальная П.
- сурдо - (глухонем.)
- тифло - (слеп.)
- олигофрена- (умственно отсталых)
- компьютерная (инженерная)
- военная
- супестология (учение о внушении).
5. Традиционные методы научно-педагогических иссл. (см. практ.)
Беседа, Наблюдение, Изучение первоисточника, из. шк. документации, из. ученич. творчества, из. чужого опыта.
6. Количественные методы научно-педагогических иссл. (см. практ.)
регистр., ранжир., шкалир., мет. мат. моделей.
7. Педагогический процесс как система и целостность.
Педагогический процесс – действие, в котором соц. опыт воспитателя переплавляется в качества личности воспитанника
1.Обучение = воспитание
2. Воспитание = обучение
3. Развитие = воспит. + обучение
Передавая на уроке конкретные знания, учитель попутно, как бы меж. прочим, незаметно для учеников формирует у них определенную систему отношений к окр. миру, другим людям, к опред. виду деят-ти, т. е. формирует личность.
В процессе В. работы ученик усваивает нормы жизни (этич., эстетич., правовые и т. д.), т. е. Обучается. Все это сопровождается процессом развития личности. В этом проявляется целостность пед. процесса.
Отд. процессы выделяют на основе доминирующей функции (в процессе обучения доминирует само обучение и т.д.). О. и В. отличаются друг от друга по формам проведения (О. –урок 45мин.; В. – внеклассный час, мероприятие, свободн. форма), формам контроля (О. – экз., опрос; В. – наблюдение).
Закономерности пед. процесса:
1. Величина всех послед. изменений в пед. процессе зависит от величины изменений на пред. этапе
2. Зак-ть развития личности – достигнутый уровень развития личности зависит не только от наследственности, среды или участия в учебно – воспитательной деят-ти, но и от применяемых средств в способах пед. воздействия.
3. Зак-ть управления УВП- эффект-ть пед. воздействий зависит от интенсивности обратн. связей и от величины, хар-ра и обоснованности корректирующих воздействий на воспитанника.
а) Субъективно –Объективное
учитель –> ученик
б) Субъективно – Субъективное
учитель <–> ученик
в) Корректирующее воздействие.
8. Этапы (звенья) пед. процесса.
Системность педагогического процесса. Выд. этапы или компоненты:
1. Целевой компонент (всё многообразие целей)
2. Содержательный (смысл пед. деятельности)
3. Деятельностный (взаимодействие педагога и воспитанника – организационно –управленческий компонент пед. деят-ти)
4. Результативный компонент (выясн. эффект-ть)
9. Образовательная система России.
10. Управление образовательными системами
11. Нормативная база системы образования РФ
12. Реформы и инновации в системе
образования РФ
13. Факторы формирования личности
В основе развития лежат противоречия: внеш. и внутр. ( общие противоречия м/у, возник. у чел. потребност., и возможностью их удовлетворить в кратчайшие сроки.) 2 мнения по поводу вопроса о судьбе (фаталисты, материалисты)
Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием множества факторов (эколог., экономич., территор., соц., идеологич., психологич., санитарно – гигиенич.). 4 генеральных фактора: наследственность, среда, воспитание, деятельность.
Наследственность – передача от родителей детям опред. качеств и особенностей.
Есть 2 части генов: обяз. и вариантная. Обяз.:задатки речи, способность к прямохождению,труд. деят., анатомич. особен., в т.ч. заболеван. Вариантн.: непосредственно способности не наслед., наслед. только задатки. Способности –это индивид. псих. особ. личности, обеспечивающие человеку успеш. выполнение опред. видов деят-ти. Задатки – потенц. возможность для развития способн. Моральн. кач-ва даны от природы=> задача пед-га: создать условия, чтобы отриц. кач-ва реже проявлялись. Соц. поведение генетич. обусловлено (отеч. педагоги).
Среда. По интенсивности контактов: дальняя (геогр. среда, общ. строй и мат. усл. жизни), ближняя (домашняя-члены семьи, близкие родственники). Прежде всего влияет дом. среда, в ней фомируются инт. и потр., цен. представл., мировоззр. сис-ма, отвеч. за формирование нравственности и за социализацию. Бех полноценного человеческого общения формирование личности невозможно.
Воспитание – заполнение пробелов в программе человеческого развития. Эффективно только целенаправленное систематическое квалифицированное воспитание. Специфика – осознанное отношение к воспитательным воздействиям. Отношение к В. менялось: дореволюционные период – осн. ответств. на семье; советская пед-ка-Воспитание мож. все!; потом – изменить невозможно, но можно ограничить; сейчас – задача – выявить задатки и помочь развитию способностей. Процесс В. двусторонний. Выгодский: Цели методы В. должны соответствовать не столько достигнутому уровню, сколько зоне его ближайшего развития (всякий раз чуть-чуть, чтобы не отвратить личность от занятия усложнять задачу). Только то В. эф., кот. идет чуть впереди развития.
Деятельность – все многообразие занятий. Закономерность: чем > чел. работает в определенной области, тем выше уровень его развития. Активность на уроке мож. сдерживать: возраст, комплексы, организация самой работы. Реб. в 3 года мож. все, но нуж. костыль – взрослый (важно формирование сознат. отцовства и материнства). Основные виды деятельности:
1. Общение
2. До 14 лет –игра
3. Учение
4. Труд
По направленности:
1. Познавател.
2. Обществ.
3. Спортивн.
4. Художеств.
5. Технич.
6. Ремесленическая
7. Гедоническая (акт., пас.- без желания, интереса, самоотдачи).Только акт. Д. способствует усвоению опыта, развитию коммуникатив. способн., формированию полноц. восприят. мира. Задача пед.-показать полезное направление развития и «тысячами нитей связать чел. с жизнью». Гл. ист. проблем –пустота, когда все становится безразличным в окр. среде.
14. см. практ.
15. см. практ.
16. см. практ.
17. Закономерности возрастного развития-
- неотличное в развитии всех.
Развитие – результат количественных и качественных изменений в организме человека. Связано с постоянными непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое (от простого к сложному).
Разумное организованное воспитание приспосабливается к возрастному развитию.
В зависимости от возраста, в школе регламентируется учебная нагрузка, опред. режим труда и отдыха, отбор и расположение учебн. предметов, выбираются формы и методы воспитат. работы.
Ряд закономерностей:
1. Закономерности физического развития людей
1. Чем ниже возр., тем выше темп физ. разв.
2. Физически кажд. разв. неравномерно (быстрее/медленнее)
3. Кажд. орган челов. тела развивается в своем темпе (в целом части тела разв. неравномерно и пропорционально)
2. Закономерности духовного развития
1. Чем ниже возраст, тем выше темп духовного развития (Толстой: «от 5летнего реб. до меня-1шаг, а от 0 до 5 лет – страшная бездна»)
2. Духовное развитие протекает неравномерно (в одни периоды воникают > благоприятные усл. – синзетивные - для развития личности (в эти периоды закладываются базовые качества личности))
3. По мере развития человека его дух. качества приобретают устойчивость, постоянство (отдельные псих. состояния перерастают в черты личности). При этом сохраняется некоторая пластичность, т. е. характер теоретически можно изменить, если для этого созданы надлежащие условия.
18. Основные категории педагогики.
К ним относятся: воспитание, обучение, образование, формирование, развитие.
Воспитание (питание, педагог подобен садовнику по Каменскому) -
-в широком соц. смысле - это многогранный процесс постоянного духовного обновления и обогащения, вследствие передачи личности всего накопленного социального опыта, это воздействие на личность общества в целом;
- в узком соц. смысле – это целенаправленная деятельность со стороны институтов (уч. и труд. коллективы, семья, СМИ, ср-ва лит-ры и др. исскуств, органы правопорядка и др.), призванная сформировать сис-му качеств, взглядов, убеждений, нрав. ценностей и подготовить человека к жизни в данном обществе.
Виды: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое, гражданское, правовое, экологическое, семейное.
Обучение – это спец. организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников для усвоения ими ЗУН (знаний, умений, навыков), формирующий мировоззрение для раскрытия потенциальных возможностей.
Образование – процесс и результат обучения (ЗУН остаточн.); либо: сис-ма учебно-воспитательных учреждений, в кот. человек получает ЗУНы. (нач., среднее, высшее; общее, профессиональное, политехническое).
Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием множества факторов (эколог., экономич., территор., соц., идеологич., психологич., санитарно – гигиенич.). 4 генеральных фактора: наследственность, среда, воспитание, деятельность.
Развитие – результат колич.и кач. изменений в организме человека. Связано с постоянными непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое (от простого к сложному). Компоненты: физиологич., психологич., соц. взросление, духовное развитие.
В процессе В. работы ученик усваивает нормы жизни (этич., эстетич., правовые и т. д.), т. е. обучается. В результате обучения человек получает образование. Все это сопровождается процессом развития и формирования личности. В этом проявляется целостность пед. процесса.
19. Воспитание как категория дидактики.
Воспитание (питание, педагог подобен садовнику по Каменскому) -
I-в широком соц. смысле - это многогранный процесс постоянного духовного обновления и обогащения, вследствие передачи личности всего накопленного социального опыта, это воздействие на личность общества в целом;
Опыт – все известные людям навыки, умения, способы мышления
- вся система норм, т. е. в процессе воспитания личность впитывает в себя все духовное наследие человечества.
В. имеет исторический хар-р, оно возникает с чел-им о-вом и исчезнет вместе с о-вом. В. зависит от общественно-экономической формации, от классовой структуры общества, в классовом о-ве В. служит интересам правящего класса. Сов. Рос. – рабочие, интеллигенция(прослойка), крестьяне. Формируется определенная модель воспитания. Изменение модели привело к тому, что В. стало неодинаковым. В классовом обществе В. –это ср-во дискриминации одних и способ возвеличивания других.
II- в узком соц. смысле – это целенаправленная деятельность со стороны институтов (уч. и труд. коллективы, семья, СМИ, ср-ва лит-ры и др. исскуств, органы правопорядка и др.), призванная сформировать сис-му качеств, взглядов, убеждений, нрав. ценностей и подготовить человека к жизни в данном обществе.
III Отношения ребенок – учебное заведение, в широком пед. смысле.
-спец. организованное, целенаправленное воздействие всего пед. коллектива, традиций, уклада уч. заведения на воспитанника.
IV Межличностное общение, в узком пед. смысле.
- процесс и рез-т индивид. воспит. работы, направленный на решение конкретной пед. задачи. При этом педагог с одной стороны выполняет определ. соц. заказ, а с другой должен помочь воспитаннику в решении его индивид. проблем.
20. Обучение как категория педагогики.
Обучение – это спец. организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников для усвоения ими ЗУН (знаний, умений, навыков), формирующий мировоззрение для раскрытия потенциальных возможностей.
Знания- отражение человеком объективной реальности в форме фактов, понятий, законов, закономерностей конкретных наук.
Умение – готовность человека сознательно и самостоятельно вып. практ. и теор. действия.
Навык – действие, доведенное до автоматизма путем многократных повторений.
21. Образование как категория педагогики.
Образование – процесс и результат обучения (ЗУН остаточн.); либо: сис-ма учебно-воспитательных учреждений, в кот. человек получает ЗУНы. (нач., среднее, высшее; общее, профессиональное, политехническое).
В настоящее время обр. учреждения контактируют друг с другом, формируя единое обр. пространство.
1. В зависимости от V получаемых знаний и достигнутого уровня самостоятельного мышления различают нач., сред. и высшее обр-ие.
2. В зависимости от содержания выд-ют общее, проф. и политех-е.
Общее – основы наук, формируют материалистическое мировоззрение
Проффесиональное – готовит к будующей профессии
Политехническое – знакомит с основными принципами совр. про-ва и выр-ет навыки обращения с простейшими орудиями труда в быту и повседневной жизни.
Типы обр. учреждений:
I По организационно-правовым формам
1. Гос. (фед.) ГОУ
2. Муницип. (гор.) МОУ
3. Негосударств. (частные, общественные, религиозные).
II По содержанию программ
1. Дошкольные
2. Общеобразовательные
3. Профессиональные
4. Учреждения дополнит. обр-я (муз., спорт., худ. исскуств)
5. Специальные или коррекционные (с отклон. в разв)
6. Учр-я для детей сирот и детей ставшихся без попечения родителей
7. Другие
Лицей. 2 типа: среднепроф., классический (ранняя проффелизация ученика). Существует на базе ВУЗа и готовит к осознанному выбору будущей проф-ии, успешному поступлению в конкретн. ВУЗ. «+»углубленное знание, гарантия поступления по выбранной спец-ти; «-»потеря свободы выбора на раннем этапе.
Гимназия. Ориентированна на формирование широкообразованной интеллигентной личности, готовой к творческой и иссл. деят-ти в разл. областях фундамент. наук. Предполгает сильную гуманитарную базу с обяз. изучением мин. 2ух иностр. языков.
Способы получения обр.
1. Контактный (очная форма, о/з – вечерняя)
2. Дистантный (семейное, экстернат, самообразование)
*Дистанционное обр-е.
22. Формирование как категория педагогики.
Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием множества факторов (эколог., экономич., территор., соц., идеологич., психологич., санитарно – гигиенич.). 4 генеральных фактора: наследственность, среда, воспитание, деятельность. (см. факторы формирования личности-в.13)
23. Развитие как категория педагогики.
Развитие – результат колич.и кач. изменений в организме человека. Связано с постоянными непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое (от простого к сложному). Компоненты: физиологич., психологич., соц. взросление, духовное развитие (для представит. религиозн. сфер – формирование веры, для светск. представит. содержание духовности иное: интеллект+психика+личные качества (воля), воспринимаемые как единое целое.
24. см. практ.
25. см. практ.
26. см. чужие лекции либо учебник (техника и технологии)
27. см. чужие лекции либо учебник (техника и технологии)
28. см. чужие лекции либо учебник (техника и технологии)
29. см. чужие лекции либо учебник (техника и технологии)
30. Технологии обучения.
Общие характеристики основных технологий обучения
1. Выделяются виды деятельности учителя и учащегося.
Основные идея: ученик должен учиться сам, а учитель должен создавать необх. усл.
2. Диалогическое целеполагание
3. Направленность ПТ на развитие личности в учебном процессе. Осуществление разноуровнего обучения
4. Наиболее оптимальная организация учебного материала для самостоятельной работы (заложен в технологических характеристиках)
5. Организация хода учебного занятия с акцентом на см/р учащихся с подготовленным материалом (стремление к отказу от традиции очно-классноурочной системы, уход от преобладания фронтальных методов обучения, сочетание фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной формы деятельности).
6. Контроль усвоения знаний и способа деятельности в 3-х видах:
a. входной
b. текущий (промежуточный)
c. итоговый
7. Оценка уровня усвоения знаний
d. тестирование
e. рейтинговые шкалы
8. Стандартизация процесса обучения + возможность воспроизведения технологий применительно к заданным условиям
Виды технологий
1. технологии дифференцированного обучения
2. развивающего обучения
3. альтернативные технологии
4. технологии авторских школ
31. см. чужие лекции либо учебник (техника и технологии)
32. Общее определение дидактики.
Дидактикос – поучающий, дидаско – изучающий. Дидактика – это часть педагогики разрабатывающая проблемы обучения и образования.
Этот термин ввел немецкий педагог Вольфганг Ратке, 17 век (Великая дидактика - трактат). Позднее в том же значении его употребил Каменский Ян, чешский священник, он состоял в секте чешских братьев. Они вели борьбу против католиков, а сами были протестантами. Родоначальник русской дидактики – Ушинский. Дидактика начального этапа очень огромна, а потом задача учителя
Основными категориями дидактики являются:
1. обучение. Обучать кого то
2. преподавание
3. учение. Учить что то
4. ЗУМ – знание, умение, навыки
Основные принципы дидактики:
Это основополагающие положения, которые определяют систему требований к содержания, организации и методике обучения и отражают выявленные закономерности процесса. Принципы:
1. Принцип научности обучения
2. Связи теории с практикой
3. Системности
4. Принцип сознательности и активности в обучении
5. Индивидуальный подход в условиях коллективной работы
6. Принцип наглядности
7. Доступность обучения
8. Принцип прочности усвоения знаний
результат обучения определяется с учетом знание 3-х функций
1. Образовательная. Формирование ЗУМ.
2. Развивающая. Во время усвоения знаний происходит развитие личности.
3. Воспитательная. Воспитательный характер прослеживается в любом педагогическом процессе.
Все эти три функции неразрывно связаны, они взаимообусловлены. Они работают на общий результат образования
33. Цели содержание дидактики.
Дидактикос – поучающий, дидаско – изучающий. Дидактика – это часть педагогики разрабатывающая проблемы обучения и образования.
Этот термин ввел немецкий педагог Вольфганг Ратке, 17 век (Великая дидактика - трактат). Позднее в том же значении его употребил Каменский Ян, чешский священник, он состоял в секте чешских братьев. Они вели борьбу против католиков, а сами были протестантами. Родоначальник русской дидактики – Ушинский. Дидактика начального этапа очень огромна, а потом задача учителя
Результат обучения определяется с учетом знание 3-х функций
1. Образовательная. Формирование ЗУМ.
2. Развивающая. Во время усвоения знаний происходит развитие личности.
3. Воспитательная. Воспитательный характер прослеживается в любом педагогическом процессе.
Все эти три функции неразрывно связаны, они взаимообусловлены. Они работают на общий результат образования
34. Основные категории дидактики.
Категория – научное обобщение, отражающее макс. широкое понятие (явление)
Основными категориями дидактики являются:
1. обучение. Обучать кого то
2. преподавание
3. учение. Учить что то
4. ЗУМ – знание, умение, навыки
35. Принципы дидактики.
36. см. чужие лекции либо учебник
37. см. чужие лекции либо учебник
38. Виды обучения.
- особый подход к организации процесса обучения. 3 вида: объяснит.-иллюстратив. (обычное, конвенциональное, традиционное), проблемное, программированное (компьютерное).
1. Объяснительно – иллюстративный вид обучения.
Деятельность учителя: препод. мат-ал в гот. виде. Деят-ть ученика: слушают, понимают, записывают, запоминают, возвращают в том же виде. «+»чрезвыч. экономит время и силы, «-»ориентация на среднего ученика, невозможна индивидуал. работа и дифференциров. подход к ученикам, главное «зло»- дремлющие мозги.
2. Проблемное обучение.
Деятельность учителя: не объясняет нов. мат-ал, а орг. реш. пробл. вопроса, задачи или задания. Этапы орг-ции: 1. создание мыслит. затруднения-> ученики озадачены; 2.попытки поиска решения->обсуждение вслух; 3. Эврика!-> один из учеников нашел правильный отв.; 4. Решение найденным способом; 5. Анализ рез-та.«+»интерес к учебе, активность, самостоят-ть;«-»слабая управляемость мыслит. процессом, затраты времени (неизвестно ск. врем. уйдет на решение пробл. у учеников)
3. Программированное обучение.
Деятельность учителя: не подает мат-ал в готовом виде, а предлагает алгоритм работы на уроке. Весь мат-ал делится на дозы: изуч. теор., практ., контроль. Консультирует несправившихся учеников, свободен для индивид. консульт. Деят-ть ученика:поэтапно разбирает нов. мат-ал на карточках либо с доски, либо в комп. Если справляется=>переходит к след. дозе, если нет=>консультируется с учителем, получает 2ой вариант 1ой дозы мат-ла, если справляется, то преходит к след. дозе. «+» каждый работает самостоят. в удобном темпе=>снимается психологич. напряжение, учитель свободен для индивид. консульт., видны промежуточн. результаты; «-»необх. учет исходного уровня знаний, трудоемкий процесс при отсутствии компьютеров.
39. Особенности организации проблемного обучения.
Проблемное обучение.
Деятельность учителя: не объясняет нов. мат-ал, а орг. реш. пробл. вопроса, задачи или задания. Этапы орг-ции: 1. создание мыслит. затруднения-> ученики озадачены; 2.попытки поиска решения->обсуждение вслух; 3. Эврика!-> один из учеников нашел правильный отв.; 4. Решение найденным способом; 5. Анализ рез-та.«+»интерес к учебе, активность, самостоят-ть;«-»слабая управляемость мыслит. процессом, затраты времени (неизвестно ск. врем. уйдет на решение пробл. у учеников).
40. Особенности организации программированного обучения.
Программированное обучение.
Деятельность учителя: не подает мат-ал в готовом виде, а предлагает алгоритм работы на уроке. Весь мат-ал делится на дозы: изуч. теор., практ., контроль. Консультирует несправившихся учеников, свободен для индивид. консульт. Деят-ть ученика:поэтапно разбирает нов. мат-ал на карточках либо с доски, либо в комп. Если справляется=>переходит к след. дозе, если нет=>консультируется с учителем, получает 2ой вариант 1ой дозы мат-ла, если справляется, то преходит к след. дозе. «+» каждый работает самостоят. в удобном темпе=>снимается психологич. напряжение, учитель свободен для индивид. консульт., видны промежуточн. результаты; «-»необх. учет исходного уровня знаний, трудоемкий процесс при отсутствии компьютеров.
41. Формы организации учебной деятельности.
- внеш. выраж. согласован. деят-ти, осуществляемой в определенном порядке и режиме. 1. По кол-ву учеников:
индивидуальное
микрогрупповое (3-4 чел.)
групповое (10-15)
коллективное (25-40)
массовое (в ВУЗе на потоке, в школе –в параллели);
2.По месту обучения:
школьная форма (уроки, лаборат., мастерские)
внешкольн. (практич., экскурсии, дом. раб)
3. По длительности:
классич. урок
пары
урок «без звонков»
укороченное занятие
4. По организации передачи знаний:
а) индивидуально-групповая
б) Ланкастерская сис-ма – Англия. Учитель объясняет только самым продвинутым ученикам, а они объясняют следующим 5-6 чел., и т. д.
в) Мангеймская сис-ма. Дифференцирует обуч. по способностям. Уровни: 1. все заканчивают, 2. не все попадут, 3. единицы;
г) Бригадная форма – 20е гг Сов. Россия. задание на всю бригаду->дележка работы->1 оценка на всех. Продержалась недолго, т. к. оценки не индивидуальны.
д) Другие формы. Дальтон план. План трампа (наша форма):40% уч времени – 100-150 чел., 20%-малая группа из 10-15 чел., 40%-самост. работа.
е) Классно-урочная форма –самая живучая и распространенная. Пост. состав уч-ков, одинаков уровень исх. знаний, работа по годовому плану, чередование уроков, 1 урок=1 предмет. «+»экономит усилия, высокая организация, соревноват., коллективность деят-ти.
42. Средства обучения. Модернизация современной школы.
I. Реальные и виртуальные объекты, кот. исп. в процессе обуч.
1. Учебное оборудование:
тех. ср-ва (кодоскопы, компьютеры, проекторы, аудио)
лабораторн. (весы, приборы, аппараты, хим. посуда и др.)
учебн. (столы, доски, плакатницы);
2. Собственно учебные средства:
а) уч. книги, хрестоматии, спец. лит-ра
б) наглядн. пособия (таблицы, плакаты, муляжи, модели и натур. объекты).
II. Информационные мат-лы (кинофильмы, пленки, программно-методическое обеспечение комп. классов)
III, Спец оборудование (физ-ра)
IV. Дидактич. мат-лы (сборники задач, сценарии деловых игр, обучающие программы для преподавателя).
43. Не надо.
44. см. чужие лекции либо учебник
45. Закономерности воспитательного процесса.
Эф-ть воспитания зависит от:
1. Сложившихся восп. отношений (воздействие на личность осуществляется ч/з её отношение ко всему окруж. В ходе воспит. проц. остеп. формир. взгляды, жизн. позиц., мотивы поведения воспит-ка
2. От соответст. целей и организ. действий
3. От соответсв. соц. практ. и хар-ра восп. влиян. на воспит-ов
4. От совокупн. действий объектив. и субъектив. фак-ов
5. От интенсивности воспитания и самовоспитания
6. От активности сопутствующих ему проц. развития и обучения
7. От активности участников пед. взаимод.
За предоставленный материал огромное спасибо o_lia