Блог Воли Стаса

Вопросы к экзамену

  1. Цели и задачи экологического проектирование
  2. Общие принципы экологического проектирования и охраны природы
  3. Нормативно-методологическая основа экологического проектирования
  4. Экологические критерии.
  5. Экологические стандарты.
  6. Нормативы качества окружающей среды в экологическом проектировании.
  7. Санитарно-гигиенические нормативы в проектировании.
  8. Нормативы, устанавливающие требования к источнику вредного воздействия: ПДС.
  9. Нормативы, устанавливающие требования к источнику вредного воздействия: ПДВ.
  10. Санитарные правила и нормы проектирования.
  11. Строительные нормы и правила в проектировании.
  12. Взаимосвязь проектирования и экспертизы.
  13. Нормативная основа ОВОС в России.
  14. Характеристика основных разделов ОВОС.
  15. ОВОС и раздел «Охрана окружающей среды» в проектной документации.
  16. Раздел «ООС» в градостроительной документации.
  17. Раздел «ООС» в проектах строительства промышленных узлов и отдельных предприятий.
  18. Требования, предъявляемые к разделу «Современное состояние окружающей среды в районе строительства».
  19. Правовые основы экологической экспертизы.
  20. Федеральный закон «Об экологической экспертизе».
  21. Принципы экологической экспертизы.
  22. Цели и задачи экологической экспертизы.
  23. Этапы проведения экологической экспертизы.
  24. Юридическая основа заключения экологической экспертизы.
  25. Виды экологической экспертизы.
  26. Объекты государственной экологической экспертизы.
  27. Порядок проведения государственной экологической экспертизы.
  28. Порядок проведения общественной экологической экспертизы.
  29. Права и обязанности эксперта государственной экологической экспертизы.
  30. Государственная и общественная экологическая экспертиза.
  31. Требования к оформлению заключения экологической экспертизы.
  32. Роль экологической экспертизы в устойчивом развитии государства.
  33. Соотношение ОВОС и экологической экспертизы.
  34. Российский опыт экологической экспертизы.
  35. Схема согласования предпроектной и проектной документации.
  36. Инженерно-геологические и инженерно-экологические изыскания при проектировании.


        1.

2. Общие принципы охраны природы, взаимосвязанные между собой:

1. Охрана природы — общественно необходимая деятельность. Сле­дует понимать, что затраты государства на охрану природы не менее важны, чем другие экономические и социальные общественно необ­ходимые затраты (на культуру, спорт, образование, здравоохранение и т.д.)- Деятельность по охране природы преследует как социальные цели, так и хозяйственные (сохранение механизмов воспроизводства природных ресурсов), что создает надежные предпосылки устойчиво­го развития государств.

2. Приоритет экологической безопасности населения. Вытекает из первого принципа. Качество окружающей природной среды, сохране­ние (преумножение) ее ресурсного потенциала определяют долголе­тие, физическое и психическое здоровье населения и возможности передачи этих качеств потомству, а следовательно, создают предпо­сылки к устойчивому развитию.

3. Принцип историчности. Организация природоохранной деятель­ности и реализация природоохранной политики требуют знания есте­ственной истории природных объектов.

4. Принцип системности. Мир системен, иерархичен. Системность природных объектов требует рассмотрения каждой природоохранной проблемы как части более общей. В географии принцип системности чаще реализуется через принцип комплексности.

5. Охрана природы должна производиться в процессе ее использова­ния. Природу можно и должно сохранять не только путем консерва­ции — исключения из активного хозяйственного использования, а постоянно, при любых видах деятельности человека. Отсюда две взаи­модополняющие стратегии природопользования — адаптивная и кон­структивная.

6. Принцип ограничения. Функционирование природных ландшаф­тов не может выходить за пределы термодинамических, геохимичес­ких, тектонических и других условий, которые характеризуются есте­ственной пространственной и временной изменчивостью. Поэтому нормативы природопользования представляют собой определенный вид ограничений.

7. Принцип оптимизации: охрана окружающей среды человека и рациональное использование природных ресурсов — задача оптимизационная.. Цель принципа: относительно полное удовлетворение потребностей общества при минимальных негативных последствиях воздействия человека на природу.

8. Принцип превентивности природоохранных мероприятий              «легче предупредить, чем лечить». Его сущность заключается в том, что меры по предупреждению негативных последствий обычно обходятся дешевле, чем ликвидация прямых и косвенных последствий экологи­ческих аварий и катастроф, которые обусловлены непринятием профилактических мер.

9. Принцип комплексности в геоэкологическом проектировании. Геоэкологическое проектирование — это проектирование пространствен­но-временной природно-технической системы, включение объекта, технологии или инженерного сооружения, технической системы в природу. Это наиболее трудно понимаемый принцип проектирования, реализация которого встречает серьезные затруднения.

Необходимость его соблюдения обусловлена тем, что геосисте­мы — природно-территориальные комплексы — сложные простран­ственно-временные открытые системы, обладающие внутренней вза­имной связанностью и взаимодействием компонентов и структурных частей (подсистем). Одновременно они связаны с соседними и с бо­лее крупными геосистемами.

10. Принципы управления. В проект должен быть введен блок уп­равления, включающий подсистему контролирования (мониторинга) и регулирования. Сложность управления геотехническими системами (ГТС) обусловлена:

  • необходимостью сочетания в них процессов саморегулирова­ния, свойственных природной составляющей, и процессов уп­равления технической их частью;
  • использованием процессов самоорганизации в интересах уп­равления;
  • открытым характером геосистем, их тесной связью с другими геосистемами, приводящей к непрерывному обмену веществом, энергией и информацией;
  • необходимостью учета процессов функционирования, динамики и развития природной составляющей геотехнической системы.

 

3. Нормативно-методическая основа экологического проектирования в РФ определяется следующими документами:

  • «Инструкцией по экологическому обоснованию хозяйствен­ной и иной деятельности» (утверждена Приказом Минприроды России от 29 декабря 1995 г. № 539);
  • «Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйствен­ной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (утверждено приказом Госкомэкологии РФ 16 мая 2000 г. № 377, зарегистрировано в Минюсте 4 июня 2000 г. № 2307);

разделом 8 «Инженерно-экологические изыскания» вСНиП 11-02-96, разработанными Министерством строительства Российской федерации (Минстрой России), 1997 г.;

  • разделом «Инженерно-экологические изыскания для строитель­ства» в Своде правил по инженерным изысканиям для строи­тельства (СП-11-102-97), разработанным государственным ко­митетом РФ по жилищной и строительной политике (Гос­строй России);
  • «Санитарными нормами и правилами проектирования промыш­ленных предприятий» (СН 245-71);
  • Санитарными нормами и правилами проектирования, строи­тельства и эксплуатации полигонов твердых бытовых отходов;
  • «Санитарными правилами содержания территорий населенных мест» (СанПиН 42-128-4960-88);
  • Санитарными правилами и нормами охраны поверхностных вод от загрязнения (СанПиН № 4630-88);
  • Санитарными правилами по охране атмосферного воздуха на­селенных мест (Минздрав СССР, 1989 г.).

4. Экологические критерии — признаки, на основании которых производится оценка, определение или классификация эколо­гических систем, процессов и явлений.

В зависимости от сути оценок выделяют следующие критерии:

  • природозащитные (условие — сохранение целостности экоси­стемы, популяции, вида);
  • антропоэкологические (воздействие на человека);
  • эколого-ресурсные (воздействие на ресурсы);
  • эколого-социальные (воздействие на социум);
  • эколого-хозяйственные (воздействие на системы природа-население—хозяйство);
  • качества окружающей среды — признаки, по которым произ­водится оценка качества природной среды и отдельных ком­понентов и элементов ландшафтов.

При экологическом нормировании используют различные виды эко­логических критериев. Результатом экологического нормирования являет­ся установление идеальных и временных норм, регламентов и нормативов антропогенного воздействия на элементы и компоненты ландшафтов. Условие — установление таких нормативов, при которых не происходит структурно-функциональных изменений ландшафтов, экосистем.

5. Экологический стандарт — количественный и качественный показатель состояния природных объектов или природных про­цессов. Экологический стандарт входит в систему правовых актов, устанавливающих режим использования природных ре­сурсов.

Стандарты качества окружающей среды являются научно обосно­ванными предельно допустимыми нормативами состояния компонен­тов природы, превышение которых создает угрозу для человека, биоты ландшафта, ландшафта в целом.

В РФ существует следующая программа постоянно обновляющих­ся стандартов:

  • охраны и преобразования ландшафтов (Ландшафты);
  • рационального использования и охраны недр (Недра);
  • охраны и использования почв (Почвы);
  • улучшения использования земель (Земли);
  • охраны и использования вод (Гидросфера);
  • охраны атмосферы (Атмосфера);
  • рационального использования биологических ресурсов (Биологические ресурсы);
  • охраны флоры (Флора);
  • охраны фауны (Фауна).

Также гостируются радиоактивность и радиоактивное загрязне­ние, шум, вибрация, электромагнитные волны, воздействие транс­порта, промышленные и бытовые отходы, сточные воды и их осадки, минеральные удобрения, безопасность в чрезвычайных ситуациях, слежение за воздействием (мониторинг), рекультивация и, наконец, пищевые продукты.

6. Нормативы качества среды,

Использование нормативов качества окружающей среды в проек­тировании. Стандарты качества окружающей среды выступают как кри-1ерии ее состояния и определяются предельно допустимыми норма­тивами вредных воздействий, превышение которых создает угрозу для здоровья человека и биоты ландшафта. Первая группа — санитарно-гигиенические нормативы: нормы предельно допустимых концентра­ций вредных веществ в воздухе, воде, почве (ПДК).

Следующая группа нормативов устанавливает требования к ис­точнику вредного воздействия. Это нормативы ПДВ в атмосферу и ПДС и водные объекты, предельно допустимые уровни вредных физичес­ких воздействий (шума, облучения, радиационного воздействия и др.), разрешение на вывоз и захоронение твердых отходов.

Деятельность по нормированию допустимого загрязнения природ­ной среды (ПДК), в частности водных объектов, начала развиваться в Ю-е годы, в связи с принятием «Правил об условиях сброса сточных под в водоемы» (1939). Несколько позже, в 50-х годах, было начато нормирование предельно допустимого загрязнения атмосферы. Нор­мативы воздействия на природу в виде ПДВ и ПДС начали действовать и РФ с 70—80-х годов прошлого века.

Третья группа содержит нормы и правила, регламентирующие различные виды деятельности, включая использование ресурсов и охрану природы:

  • предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду (ПДН);
  • регламентирование рационального использования природных ресурсов;
  • разрешение на землепользование и лесопользование;
  • установление квот вылова рыбы и отстрела диких животных;
  • строительные и градостроительные правила;
  • нормативы санитарно-защитных зон;
  • экологические требования к технике, технологии, продукции;
  • требования к экологическому обоснованию хозяйственной лицензирование экологической деятельности.

 

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются в целях сохранения экологических систем, генетического фонда растений, животных и безопасности жизнедеятельности населения. В новой редакции закона «Об охране окружающей среды» (2002) перечислены следующие виды нормативов качества окружающей среды:

  • нормативы химических показателей состояния среды, прежде всего предельнодопустимые концентрации (ПДК) химичес­ких веществ в воздухе, воде, почвах, растениях и т.д., вклю­чая радиоактивные вещества;
  • нормативы физических показателей состояния среды (ПДХ), в том числе радиоактивности, электромагнитности, вибрации, шума и т.д.;
  • нормативы биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений животных и других организмов, используемых как индикаторы при оценке каче­ства среды, а также нормативы предельно допустимых кон­центраций микроорганизмов.
  •  

7. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. Для природопользователей устанавливаются следующие нормативы:

  • нормативы допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) и сбро­сов в воду (ПДС), а также микроорганизмов;
  • нормативы образования отходов производства и потребления
  • и лимиты на их размещение;
  • нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучение на­пряженности электромагнитных полей и иных физических воз­действий);
  • нормативы допустимого изъятия компонентов природной сре­ды — ресурсные нормативы;
  • нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружаю­щую среду.

 

9.  Нормативы использования (изъятия) природных ресурсов опреде­ляются с целью предупреждения истощения природных ресурсов, рационального их использования. Конкретным природопользователем устанавливаются нормативные объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов. Лимиты использования природных ресурсов устанавливаются на определенный срок по каждому виду используемых природных ресурсов.

Нормирование использования и охраны водных ресурсов. Использование поверхностных, подземных внутренних, территориальных водных объектов регламентируется Водным кодексом РФ. Нормирование заключается в установлении лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения), разработке стандартов, нормативов и правил использования и охраны водных объектов.

Лимиты использования водных ресурсов — предельно допусти­мые объемы изъятия воды или сброса сточных вод устанавлива­ются по бассейнам рек, для определенного водопользователя и для субъекта РФ в целом.

Использование водных объектов может быть общим и специаль­ным. Общее — общедоступное открытое пользование, специальное — по лицензиям и договорам пользования. Экологические требования к качеству вод сформулированы в виде нормативов ПДК для различных типов водоемов — хозяйственно-питьевых, коммунальных и рыбо-хозяйственных. Воздействие на водоемы контролируется нормативами предельно допустимых сбросов (ПДС). Основное условие при уста­новлении ПДС — недопустимость превышения ПДК в сбросах. Воз­вратные сточные воды нельзя сбрасывать в хозяйственно-питьевые и коммунально-бытовые водоемы, в места купания, в акватории в радиусе 1 км от водопользования и водозабора. В рыбохозяйственных водоемах не должно быть превышение ПДК, начиная с контрольного створа, не более чем в 500 м от места сброса.

Нормативы использования лесных ресурсов. Использование лес­ных ресурсов регламентируется Лесным кодексом РФ и рядом поста­новлений Правительства РФ*. Нормативом использования лесных

* «Об утверждении Положения об использовании, охране, защите лесного фонда и воспроизводстве лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяй­ственных организаций» (пост. Правительства РФ № 1601-97); «Об утверждении По­рядка осуществления Федеральной службой лесного хозяйства РФ и ее территори­альными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов» (пост. Правительства РФ № 544-98); «Об утверждении Правил отпуска древесины на корню в лесах РФ» (пост. Правительства РФ № 551-98); «Об утверждении Положения об аренде участ­ков лесного фонда» (пост. Правительства РФ № 345-98); «О порядке отнесения лес­ного фонда к группам лесов» (пост. Правительства РФ № 1065-93); «О порядке пере­вода лесных земель в нелесные» (пост. Рослесхоза № 69-94) (Цит по: Осипов Ю. Б. и др. Управление природоохранной деятельностью в Российской Федерации. 2001).

ресурсов, определяющим их изъятие, является расчетная лесосека — научно обоснованная норма рубок, устанавливаемая по группам ле­сов (хвойных, твердолиственных и мягколиственных) для хозяйства и в целом для субъекта РФ. Различают понятие лесосечный фонд и расчетная лесосека. Лимит (размер) заготовки древесины, вы­деленный лесопользователям на год, обозначают лесосечным фон­дом, а расчетная лесосека норматив, при соблюдении которого должно обеспечиваться непрерывное, неистощимое и рациональное использование лесных ресурсов, возобновление леса и сохранение его функций.

10. Нормирование санитарных и защитных зон заключается в опреде­лении их размеров, охранных функций и режима природопользова­ния. Законом РФ «Об охране окружающей среды» определен специ­альный режим водоохранных зон, санитарно-защитных зон, буфер­ных зон заповедников, зон охраны курортов и лечебных ресурсов.

Санитарно-защитные зоны представляют собой полосу (зону) между промышленными предприятиями и другими источника­ми физических, химических, биологических воздействий на природную среду и селитебными территориями.

Здесь запрещается проживание людей, размещение детских, ле­чебно-оздоровительных учреждений, парков и спортивных комплек­сов. Концентрация вредных выбросов на внешней границе зоны не должна превышать ПДК для атмосферного воздуха населенных мест. Понятия «санитарная защита» и «санитарно-гигиенические нормы» в последнее время все чаще называют «экологическими».

Санитарная защита меры по сохранению санитарно-гигиенического благополучия на данной территории. Они включают санитар­ную охрану, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм, охрану почв, вод, воздуха, организацию зон санитарной охраны.

Санитарно-гигиенические нормы показатели качества окружаю­щей среды, соблюдение которых обеспечивает благоприятные для жизни человека условия существования.

Ширина санитарно-защитной зоны зависит от класса опасности выбрасываемых веществ и может достигать 1000, 500, 300, 100 и 50 м. При наложении ареалов воздействия нескольких предприятий размер ее увеличивается в три раза. Для экологически опасных производств иногда она может достигать 5 км. Как показали исследования, радиус воздействия металлургических центров на ландшафты различных при­родных зон достигает 25-30 км, что создает неблагоприятные усло­вия проживания здесь населения. Поэтому при создании крупных ме­таллургических центров, особенно цветной металлургии, помимо са­нитарно-защитной зоны необходимо проектировать зону санитарного разрыва в радиусе 25-30 км.

Нормирование водоохранных зон. Водоохранная зона — террито­рия, прилегающая к акваториям рек, озер и водохранилищ, со спе­циальным природоохранным режимом, исключающим загрязнение, засорение, истощение и заиление водных объектов. Нормативы и ре­жим водоохранных зон определяются «Положением о водоохранных зонах (полосах) рек, озер и водохранилищ в РСФСР» (1989). Водоох­ранная зона — объект проектирования гидротехнических и других систем. Эта территория выделяется для охраны подземных или поверх­ностных вод от загрязнения, на ней запрещена или ограничена хозяй­ственная деятельность, здесь рекомендуется лесовосстановление. Раз­меры таких зон обусловлены физико-географическими, гидрологи­ческими условиями. Для разных водных объектов в зависимости от их размеров установлена минимальная ширина зон, которая отсчитыва­ется от уреза воды в летний период. Для рек длиной до 10 км15м; от 11 до 50 км100 м; от 51 до 100 км200 м; свыше 500 км500 м; для озер или акваторий до 2 км2300 м; более 2 км2500 м.

В водоохранных зонах и полосах исключается хозяйственная дея­тельность, распашка земель, вырубка лесов, размещение животно­водческих комплексов, и летних лагерей скота, мест захоронения, складирования навоза, мусора и отходов, применение ядохимикатов, размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горю­че-смазочных материалов, установка палаточных городков.

Нормирование округов санитарной (горно-санитарной) охраны. Уста­новление округов санитарной охраны курортов и их земель, лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительных местностей — одна из мер их охраны, которая регламентируется федеральным законом «Об при­родных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (1999). Границы и режим природопользования в округах для курортов и лечебных ресурсов федерального уровня устанавливаются правительством РФ, а для курортов регионального и местного значе­ния — субъектами РФ.

В пределах округов санитарной (горно-санитарной) охраны выделяют три зоны определенного охранного режима.

В первой зоне запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, исключая исследование и использование природных лечебных ресурсов в оздоровительных и лечебных целях при условии применения экологически чистых технологий.

Во второй зоне запрещается хозяйственная деятельность, не свя­занная непосредственно с курортным лечением и приводящая к за­грязнению и истощению природных ресурсов.

В третьей зоне введены ограничения на размещение промышлен­ных и сельскохозяйственных объектов, а также ограничена хозяйствен­ная деятельность, загрязняющая природную среду и вызывающая ис­тощение природных лечебных ресурсов.

11.

12.

13. Нормативно-правовая и методическая база ОВОС в России

Важнейшим международным правовым документом в области оценки воздействия на окружающую среду является Конвенция ЕЭК ООН «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте». Конвенция подписана СССР в 1991 г., но до настоящего времени не ратифицирована Российской Федерацией.

Реализация оценки воздействия на окружающую среду в России регламентируется нормативными документами, приведенными в таблице.

Нормативные правовые акты

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» 1991

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» 2006, с изм.

Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, 2000

 

 

Ведомственные нормативные акты

Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности

СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений»

СП 11-101-95 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений»

СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения»

СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства»

Методическую базу оценки воздействия на окружающую среду, помимо указанных нормативных документов, также составляют:

  • Руководство по проведению оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при разработке обоснований инвестиций в строительство, технико-экономических обоснований и/или проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации или ликвидации хозяйственных и/или иных объектов и комплексов. Международный центр обучающих систем, 1996 г. Одобрено Минприроды России (письмо от 23.01.96 № 02-02/35-181).
  • Процедуры международных организаций, осуществляющих инвестиционные проекты в России, в первую очередь – процедуры Всемирного банка реконструкции и развития и Европейского банка реконструкции и развития.
  • Ведомственные инструкции и методические указания, в частности – методические указания Госстроя, касающиеся этапов подготовки инвестиционного проекта.
  • Отраслевые нормативные акты и методические разработки.

Сложившаяся практика проведения оценки воздействия на окружающую среду опиралась, прежде всего, на «Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации», действовавшее с 1994 по 2000 г., поэтому этот нормативный акт, отмененный в мае с. г., анализируется в дальнейшем с целью определения основных пробелов в существующей практике. Практика применения «Положения об оценке воздействия…» (2000 г.) пока очень незначительна. Поэтому выводы о его практическом применении пока сделаны быть не могут.

Конвенция ЕЭК ООН «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» говорит о необходимости проведения оценки воздействия на окружающую среду для объектов, оказывающих трансграничное воздействие, и устанавливает наиболее общие рамки, определяющие эту процедуру. В частности, Конвенция устанавливает необходимость уведомления затрагиваемых Сторон, подготовки документации об оценке воздействия, проведения на основе этой документации консультаций с затрагиваемыми Сторонами. Конвенция устанавливает необходимость участия общественности в процессе оценки воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте и определяет Перечень видов деятельности, для которых проведения оценки воздействия обязательно. Также Конвенция устанавливает минимальные требования к содержанию документации по оценке воздействия на окружающую среду и общие критерии, «помогающие в определении экологического значения видов деятельности», не включенных в Перечень.

  • В контексте данного документа Сторонами являются договаривающиеся стороны Конвенции.

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» указывает на необходимость представления материалов оценки воздействия на окружающую среду в составе документации, поступающей на государственную экологическую экспертизу (Статья 14), независимо от видов этих материалов.

 

14.

15.

16.

17.

18.

19. Законодательная и нормативная основы экспертизы

Государственная экологическая экспертиза как сфера деятельности в стране ведет начало с 1988 г., с момента образования Государственного комитета СССР по охране природы. К началу 90-х годов была сформирована система, позволяющая организовывать и проводить государственную экологическую экспертизу на всех уровнях административного деления: на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ (республик, краев, автономных и национальных образований) на областном и городском уровнях. Ныне эти функции делегированы Министерству природных ресурсов.

Единую систему государственной экологической экспертизы четко установил закон «Об экологической экспертизе» (1995). Субъекта ми государственной экологической экспертизы согласно этому закону являются «специально уполномоченные на то федеральные государственные органы в области охраны окружающей среды и территориальные структуры, которые имеют исключительное право на прове­дение государственной экологической экспертизы и осуществляют соответствующие функции через свои подразделения, специализированные в области организации и проведения государственной экологической экспертизы».

В дальнейшем, в связи с реорганизацией Минприроды России Госкомэкологию России, эти функции были переданы на федеральном уровне управлениям государственной экологической экспертизы Госкомэкологии РФ, на уровне субъектов РФ — специализированным подразделениям территориальных органов Госкомэкологии РФ 20 республиканским министерствам; 6 краевым комитетам; 10 окружным комитетам; 50 областным комитетам; одному объединенному областному и городскому комитету (Ленинградская обл. и Санкт-Пе­тербург), одному городскому комитету (Москва).

Законодательная основа экологической экспертизы определена и федеральном законе «Об экологической экспертизе», принятом в 1995г., в законе «Об охране окружающей среды» (2002) и в ряде подзаконных документах: «Положение о порядке проведения госу­дарственной экологической экспертизы» (1996) и «Регламенте прове­дения государственной экологической экспертизы» (1997). Многие вещества разработали свои инструкции о требованиях к составу предо­ставляемой документации на государственную экологическую экспертизу. В ряде субъектов РФ приняты нормативные правовые акты и области экспертизы. К ним можно отвести:

  • «Положение о государственной экологической экспертизе Ко­митета охраны окружающей среды и природных ресурсов Ни­жегородской области», утвержденное Законодательным собра­нием Нижегородской области от 29 ноября 1994 г.;
  • «Положение о государственной экологической экспертизе на территории Мурманской области», утвержденное админист­рацией Мурманской области от 6 мая 1996 г.;
  • Закон Калининградской области от 27 июня 1996 г. «Об эколо­гической экспертизе»;
  • «Положение о государственной экологической экспертизе на территории Псковской области», утвержденное решением об­ластного собрания депутатов от 21 ноября 1996 г.;
  • Закон Кировской области от 25 февраля 1997 г. «Об экологи­ческой экспертизе»;
  • «Положение о государственной экологической экспертизе в Кировской области», утвержденное губернатором области от 22 апреля 1997 г.;
  • соответствующие нормативные правовые акты, принятые в дру­гих субъектах Федерации.

 

20.

1995 15 ноября, изменения 2006 18 декабря

Экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта эко­логической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружаю­щую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экс­пертизы.

Экологическая экспертиза представляет собой самостоятельный вид государственного экологического контроля, она имеет превен­тивное значение, ибо совершается до начала деятельности, а также выступает гарантом выполнения экологического законодательства. Экологическая экспертиза совершается в виде предварительной про­верки соответствия хозяйственных решений, деятельности и ее результатов требованиям охраны окружающей среды, рационально­го использования природных ресурсов, экологической безопасности общества.

Экологическая экспертиза устанавливает:

1.   Не противоречит ли намечаемая деятельность экологическому законодательству РФ или субъектов РФ.

2. Соответствует ли намечаемая деятельность требованиям нор­мативных актов по охране окружающей среды и рационально­му использованию природных ресурсов.

3.   Достаточно ли полно произведена оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.

4.   Допустима ли намечаемая деятельность с точки зрения безопасности окружающей среды и населения.

5.   Достаточны ли предусмотренные проектом меры по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Основной вопрос, на который должна ответить государственная экспертиза, — это возможность реализации проекта (рекомендовать проект к реализации, не рекомендовать проект к реализации, отправить проект на доработку, определив масштабы и направления его совершенствования).

 

21. Принципы экологической экспертизы

Сформулированные в законе «Об экологической экспертизе» прин­ципы выражают сущность и социальное назначение экспертизы, ос­новы ее правового регулирования и осуществления. Принципы долж­ны соблюдаться всеми участниками экспертного процесса, включая заказчика планируемой деятельности, проектные органы, органы экспертизы и общественные организации (рис. 41).

Принцип презумпции потенциальной экологической опасности и бой намечаемой хозяйственной и иной деятельности означает, что любой вид хозяйственной деятельности может влечь экологические I следствия для окружающей среды. Обязанность заказчика намечаемой деятельности — дать экологическое обоснование; именно на инвесторе лежит бремя доказательства ее экологической безопасности. Необходимо спрогнозировать воздействие намечаемой деятельности на ОС, обосновать допустимость этого воздействия и предусмотреть необходимые природоохранные меры.

Принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия реализации объекта экологической  экспертизы адресован заказчику планируемой деятельности и органом государственной экологической экспертизы. Заказчик не вправе принимать решение о реализации намечаемой деятельности и осуществлять ее без положительного заключения государственной экологической экспертизы, обязан провести ее до начала деятельности. Этим и определяется обязательность и превентивный характер экологической экспертизы.

Принцип комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий реализуется согласно Положению по оценке воздействия. Предполагается подготовка заказчиком и проектировщиком-оценщиком «Материалов по оценке воздействия», в которых определяются воздействие, его масштаб область распространения, изменения в окружающей среде, природных процессах и явлениях, социальной среде и т.д., включая отдаленные последствия реализации проекта. Задача экспертизы: провеет «оценку» оценок воздействия, определить достаточность, обоснованность выбранных систем и методов оценивания и прогнозирования, оценить комплексность оценки воздействия.

Принцип обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы обусловлен правом каждого на благоприятную окружающую среду. Он предусматривает обязанность участников эколого-экспертного процесса соблюдать правовые, экологические требования проектирования, размещения, стро­ительства, эксплуатации объектов экспертизы, выявлять, соблюда­ются ли нормативы качества ОС в случае реализации проекта. Проектировщик обязан соблюдать нормативы качества среды, допустимом воздействия, экологические стандарты, природоохранные нормы правила проектирования. Задача эксперта: Государственной экологической экспертизы — выявление, соблюдение природоохранных и эко логических нормативов и требований в проекте.

Принцип достоверности и полноты информации, представляемой  на экологическую экспертизу, обязывает заказчика планируемой деятельности обеспечить представление на государственную экспертиз достоверной и полной информации об объекте экспертизы, оценки его воздействия на окружающую среду, о современной экологичес­кой ситуации в регионе, реализации проекта и т.д. Полной является информация, передаваемая органам экспертизы в соответствии с тре­бованиями, которые предъявляются к комплектованию проектной до­кументации. При не выполнении заказчиком принципов достоверности и полноты информации, представленной на экспертизу, эколого-экспертный орган может потребовать дополнительную информацию или вернуть заказчику материл на доработку.

Принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспер­тизы означает, что никто не вправе вмешиваться в работу эксперта, выполняемую в соответствии с требованиями законодательства об экологической экспертизе, техническим заданием на проведение эко­логической экспертизы и задачами, поставленными перед экспертом руководителем экспертной комиссии или руководителем группы. И соответствии с этим принципом эксперт свободен в оценках экс­портируемого объекта и выводах по нему. Оказываемое в любых фор­мах давление на эксперта является противоправным действием.

Нарушение принципа независимости экспертов при проведении государственной экологической экспертизы технико-экономических

обоснований (ТЭО) строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург—Москва послужило одним из оснований для принятия решения Генеральной прокуратуры РФ о том, что подготовленное сводное заключение по данному проекту не может быть принято во внимание в качестве юридического документа и положительного заключения. Генеральной прокуратурой были установлены факты психологического давления на членов экспертной комиссии со стороны разработчиков ТЭО и представителей РАО ВСМ при проведении экспертизы, подписании сводных экспертных заключений.

Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы — один из основных.

Заключения экологической экспертизы должны быть научно обоснованными. Это требование касается как индивидуальных заключений экспертов, так и сводных заключений экологической экспертизы, держащиеся в заключении суждения и выводы должны быть научно- аргументированными. Критериями при этом могут служить не только собственные научные утверждения, ссылки на позиции и труды авторитетных ученых, но главным образом положения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

Заключения экологической экспертизы должны быть объективными. Объективность в области экологической экспертизы проявляется в непредвзятой, беспристрастной оценке объекта экологической эксперта и подготовке входящих в заключения выводов каждого участника эколого-экспертного процесса и комиссии в целом.

Содержание принципа законности заключений экологически экспертизы заключается в том, что при планировании, проектировании деятельности заказчик (проектировщик) обязан учесть (выполнить, соблюсти) экологические требования, в том числе предусмотренные законодательством об охране окружающей среды и природопользовании.

Если в процессе проведения государственной экологической экспертизы данного объекта эксперты устанавливают, что планируемая деятельность соответствует экологическим требованиям, это дает им основание принять решение о допустимости реализации объекта. Если  заказчиком не выполнены (не соблюдены) экологические требования, то комиссия не вправе допустить реализацию объекта, другим словами, комиссия не вправе принять положительное заключение государственной экологической экспертизы.

При оценке объекта экологической экспертизы и подготовке экспертного заключения эксперты, и экспертные комиссии должны руководствоваться не соображениями политической, экономической и иной целесообразности того или другого решения, вывода, заключения, а соображениями научной обоснованности, объективности и законности выводов.

Принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологически экспертизы, является проявлением демократизации российского экологического права и средством реализации права граждан на благоприятную окружающую среду. Данный принцип устанавливает обязанность субъектов эколого-экспертного процесса выполнить требования законодательства относительно информирования заинтересованных сторон о проводимой экологической экспертизе; участия общественных организаций (объединений); учета общественного мнения. Не выполнение этой обязанности считается правонарушение основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

Принцип ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы адресован в основном участникам проведения государственной экологической экспертизы. Он означает, что в случае невыполнения ими требований организации и проведения экспертизы они будут нести ответственность, предусмотренную действующим законодательством России.

 

22. Цель – предупреждение возможности негативных последствий реализации экспертируемых объектов, их неблагоприятного воздействия на здоровье населения, на окружающую природную среду и природные ресурсы, включая предотвращение причинения им вреда при осуществлении управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности.

Задачи:

·         организация и проведение всесторонних, объективных, научно-обоснованных анализа и оценки объектов экспертизы

·         оценка соответствия экологическим стандартам проектных решений, объектов намечаемых к реализации, на стадиях предшествующих решению об их реализации

·         анализ представленной документации, характеризующей предполагаемое воздействие  намечаемой деятельности на окружающую среду

·         подготовка объективных, научно-обоснованных заключений ээ и своевременная передеча их государственным и иным органам, принимающим решение о реализации объекта экспертизы

·         информирование заинтересованных лиц, общественности и граждан о возможности неблагоприятных воздействий на окружающую природную среду и связанные с ними социальные, экономические, экологические и другие последствия

23. Первый этап — работа экспертной комиссии начинается с пле­нарного заседания, нередко с приглашением представителей средств

массовой информации, на котором одним из руководителей министерства производится представление Председателя экспертизы, его заместителей и руководителей рабочих групп. Главный инженер проекта в течение 30-40 мин излагает его цели и задачи, основные поло­жения ОВОС. Предусматриваются короткие содоклады по ключевым отдельным направлениям со стороны проектировщиков. Далее рабом идет в режиме вопросов и ответов. Дискуссия обычно не предусматривается.

Второй этап — рассмотрение проекта экспертами по рабочим группам. В процессе экспертирования предусмотрен взаимный обмен информацией и обсуждения с проектировщиками. В случае необходимости эксперты имеют возможность выезда на места для уточнения де­талей и оценки различных сторон проекта, получения дополнительной информации от общественности. Продолжительность этого этапа ори­ентировочно один-два месяца. Он завершается составлением индиви­дуального заключения эксперта, которое передается руководителю группы.

Третий этап — завершение работы на уровне отдельных групп и подгрупп, когда их руководитель на основании индивидуальных за­ключений составляет общее заключение по группе и оно доводится до сведения проектировщиков. После обсуждения на заседании груп­пы оно принимается и передается ответственному секретарю экспер­тной комиссии.

Четвертый этап — составление сводного заключения на базе за­ключений отдельных групп. Сводное заключение (заключение) — это нормативный документ, имеющий свою структуру.

1.   Вводная часть. Состав экспертной комиссии, перечень пред­ставленных проектных материалов.

2.   История вопроса (проекта).

3.   Характеристика проекта и альтернативных вариантов.

4.   Оценочная (аналитическая часть) по основным группам экс­пертной комиссии.

5.   Результирующая часть — замечания и предложения.

6.   Выводы.

Основные положения проекта Сводного заключения доводятся до сведения проектной организации. После заключительной корректи­ровки и редактирования в ряде случаев созывается пленарное заседа­ние экспертной комиссии, на котором председатель и руководители рабочих групп докладывают кратко итоги деятельности (выводы). После этого Заключение подписывается председателем, заместителями, секретарями и всеми членами комиссии. Заключение по объекту экспертизы может быть либо положительным, либо отрицательным. Если мнения экспертов в оценке проекта разошлись, то решает квалифицированное большинство. Эксперт, подписав Сводное заключение,

но не согласный с рядом выводов, имеет право письменно высказать свое особое мнение с указанием причин несогласия, которое прилагается к итоговому документу. Среди видных экспертов таким правом неоднократно пользовались известные ученые Э. Б. Алаев, С. Л. Венд-ров, В. С. Каминский, Б. С. Хорев и др.

Заключение, подготовленное экспертной комиссией ГЭЭ, утвер­ждается приказом МПР и приобретает статус официального государ­ственного документа ГЭЭ, в котором также определен срок действия решения. Положительное заключение является одним из обязатель­ных условий начала финансирования проекта (объекта) экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспер­тизы может потерять юридическую силу в следующих случаях:

  • при недоработке проекта по замечаниям проведенной ранее

ГЭЭ;

  • при изменении условий природопользования специально упол­номоченным на то государственным органом в области охра­ны окружающей среды;
  • реализации проекта ГЭЭ с отступлением от документации или

в случае внесения изменений в указанную документацию;

  • истечения срока действия положительного заключения;
  • внесения изменений в проектную или иную документацию пос­ле получения положительного решения ГЭЭ;
  • нарушения правовых норм проведения экспертизы и фальси­фикации фактов.

 

24.

25. Виды экологической экспертизы

Федеральными законами «Об экологической экспертизе» и «Об охране окружающей среды» определена правовая основа двух видов экспертиз: государственной экологической и общественной экологической.

Помимо этих юридически обоснованных экспертиз, реально существу ют ведомственная, научная и коммерческая экологические экспертизы.

Экологическая экспертиза, особенно государственная, является правовой мерой обеспечения выполнения экологических требований при принятии экологически значимых решений. Общественная эколо­гическая экспертиза выступает средством вовлечения заинтересован­ной общественности в механизм принятия экологически значимых решений. Ведомственная экологическая экспертиза чаще всего носит ярко выраженную технологическую направленность, она доказывает экологическую безопасность проекта либо фиксирует степень эколо­гической опасности, в ней заинтересовано само ведомство. В числе других материалов заключение ведомственной экспертизы поступает на рассмотрение государственной экологической экспертизы. Научная и коммерческая экологические экспертизы приобретают правовой ста­тус при включении их либо в общественную экологическую экспер­тизу, либо при использовании их заключении при проведении госу­дарственной экологической экспертизы.

Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня. Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:

·      Проекты правовых актов РФ нормативного и не нормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов. Они утверждаются органами государственной власти РФ и регламентируют хо­зяйственную и иную деятельность.

 

26. Подлежат государственной экологической экспертизе:

*    технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, кон­сервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяй­ственной деятельности РФ и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздей­ствие на окружающую среду;

    технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окру­жающую природную среду сопредельных государств, или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или ко­торая затрагивает интересы сопредельных государств, опреде­ленные «Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте»;

    материалы по созданию организации горнодобывающей и пе­рерабатывающей промышленности, предусматривающие ис-

пользование природных ресурсов, которые находятся в ведении Российской Федерации.

Подлежат также ГЭЭ:

  • проекты международных договоров;
  • документация, обосновывающая соглашения о разделе про дукции и концессионные договоры, а также другие договоры предусматривающие использование природных ресурсом и (или) отходов производства, находящихся в ведении РФ;
  • материалы обоснования лицензии на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую среду, выдача которых относится в соответствии с законодательством РФ к компетенции федеральных органов исполнительной власти;
  • проекты технической документации на новые технику, техно­логию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и ус­луги, которые входят в перечень, утверждаемый федеральным специально уполномоченным государственным органом в об­ласти экологической экспертизы, в том числе на закупаемые за материалы комплексного экологического обследования участ­ков территорий, обосновывающие придание этим территори­ям правового статуса особо охраняемых природных террито­рий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, а также програм­мы реабилитации этих территорий;
  • проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении РФ;
  • документация на изменение функционального статуса, вида и характера использования территории федерального значения, в том числе материалы, обосновывающие перевод лесных зе­мель в нелесные;
  • иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду в пределах тер­ритории двух и более субъектов РФ.

Объекты государственной экологической экспертизы, ранее полу­чившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, повторно рассматриваются в случае:

1)   доработки объекта экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

2)  изменения условий природопользования специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды;

3)  реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспер­тизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную доку­ментацию;

4)  истечения срока действия положительного заключения госу­дарственной экологической экспертизы;

5) внесения в проектную и иную документацию изменений пос­ле получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

 

27. Порядок проведения государственной экологической экспертизы

  1. Государственная экологическая экспертиза, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания, представляемых заказчиком материалов требованиям Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов:
    • документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе», в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
    • положительных заключений и (или) документов согласований органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
    • заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
    • материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
  2. Государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном объеме и в порядке, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы.
  3. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и в количестве.
  4. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта государственной экологической экспертизы, устанавливаемой в соответствии с нормативными документами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, но не должен превышать 6 месяцев.
  5. Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы для проведения экологической экспертизы конкретного объекта.

Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы

 

28.  Порядок проведения общественной экологической экспертизы.

 Статья 22

     1. Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней.     
     2. Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы.
     3. Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном настоящим Федеральным законом порядке, имеют право:
     получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе;
     знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;
     участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.
     4. На экспертов, привлекаемых для проведения общественной экологической экспертизы, при осуществлении ими экологической экспертизы распространяются требования

29. Права и обязанности эксперта ЭЭ. Статья 6, ФЗОЭЭ

1. Экспертом государственной экологической экспертизы является специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу и привлеченный к проведению государственной экологической экспертизы по соответствующим направлениям науки, техники, технологии.     
     2. Экспертом государственной экологической экспертизы не может быть представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, или разработчика объекта государственной экологической экспертизы, гражданин, состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы, а также представитель юридического лица, состоящего с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы в таких договорных отношениях.
     3. Эксперт государственной экологической экспертизы участвует в ее проведении в соответствии с настоящим Федеральным законом и заданием, выданным федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
     4. Эксперт государственной экологической экспертизы при проведении государственной экологической экспертизы имеет право:
    заявлять федеральному органу государственной власти в области экологической экспертизы или органам государственной власти субъектов Российской Федерации о необходимости представления заказчиком на государственную экологическую экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов государственной экологической экспертизы;
     формулировать особое мнение по объекту государственной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению государственной экологической экспертизы.   5. Эксперт государственной экологической экспертизы обязан:  
     осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определять их соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, нормативно-техническим документам и представлять заключения по таким материалам;
     соблюдать требования законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе и законодательства субъектов Российской Федерации об экологической экспертизе;  соблюдать установленные федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы порядок и сроки осуществления государственной экологической экспертизы;     
     обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы;
     участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении государственной экологической экспертизы заключения общественной экологической экспертизы, а также поступившие от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан аргументированные предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
     обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу.
     6. Оплата труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы производится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации на договорной (контрактной) основе.

30.

31. Требования к оформлению заключения ЭЭ.

Статья 18. Заключение государственной экологической экспертизы .

     1. Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
     2. К заключению, подготовленному экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, прилагаются особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением.
     3. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, подписывается руководителем этой экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия.
     4. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы.

 5. Заключение государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, может быть положительным или отрицательным.

     Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу

     Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае:
     доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
     изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды.
     реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
     истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
     внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

     Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы.

     Несоблюдение требования обязательного проведения государственной экологической экспертизы проекта международного договора является основанием для признания его недействительным.

     6. Заключение государственной экологической экспертизы направляется заказчику. Для осуществления соответствующих контрольных функций информация о заключении государственной экологической экспертизы направляется территориальным органам федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды (в случае проведения государственной экологической экспертизы федеральным органом исполнительной  власти в области экологической экспертизы), органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления и в случаях, определяемых федеральным органом исполнительной  власти в области экологической экспертизы, - банковским организациям, которые осуществляют финансирование реализации объекта государственной экологической экспертизы.
     7. В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.

     8. Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

 

Заключение состоит из: 1. Вводной части – название, состав комиссии, приказ, заказчик и разработчик, материалы согласования, документация по проекту, сведения об объекте экспертизы, и тд. 2. Основной части – краткая характеристика объекта экспертизы. 3. Заключительной части – заключительные выводы, рекомендации, мероприятия по ООС, характеристика основных проектных решений и

32.

33. Понятие экологической экспертизы. Ее значение в правовом механизме охраны окружающей среды. Соотношение экологической экспертизы и ОВОС

 

Понятие экологической экспертизы определяется Федеральным законом «Об экологической экспертизе»: это – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы.
Что представляют собой экологические требования, которым должна соответствовать планируемая деятельность? Это – требования по охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий и обеспечению рационального использования природных ресурсов, выработанных наукой, в том числе экологической, и практикой. Другой разновидностью экологических требований являются требования, содержащиеся в законодательстве по охране окружающей среды и природопользованию. В экспертизе участвуют, как правило, специалисты – представители науки и практики, обладающие знаниями таких требований.
Экологическая экспертиза проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий соответствующей деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Таким образом, экологическая экспертиза является формой предупредительного экологического контроля. По некоторым оценкам, предотвращение загрязнения природной среды обходится в четыре-пять раз дешевле, чем ликвидация негативных последствий экологически необоснованных решений*. Она является также инструментом поддержания экологического правопорядка в правотворчестве, в хозяйственной, управленческой и иной деятельности, обеспечивает соблюдение и охрану права каждого на благоприятную окружающую среду, служит источником разнообразной экологически значимой информации, средством доказывания при разрешении споров.
И наконец, если оценка воздействия на окружающую среду представляет собой средство обеспечения учета экологических требований при планировании и проектировании новой хозяйственной деятельности и составляет основу подготовки экологически значимых хозяйственных решений, то экологическая экспертиза, прежде всего государственная, создает правовые предпосылки для их принятия. Экологическая экспертиза – логическое продолжение оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и обеспечения учета экологических требований при ее проектировании и планировании. Но одновременно правовое значение экологической экспертизы – более широкое. Задача государственной экологической экспертизы – гарантировать, что в процессе ОВОС предусмотрены меры по охране окружающей среды, адекватные требованиям законодательства

34. Рекомендуемая схема проведения ведомственной экологической экспертизы включает в себя следующие этапы.

  • Формирование целей и задач экспертизы.
  • Оценка источников и направлений негативного воздействия продукции на окружающую среду и потребление природных ресурсов.
  • Определение соответствия экологических характеристик раз­рабатываемой продукции техники технологии, действующим нормам и правилам.
  • Сравнительный эколого-экономический анализ и оценка раз­рабатываемого и базовых вариантов.
  • Оценка полноты и эффективности мероприятий по предуп­реждению возможных аварийным ситуациям и ликвидации их возможных последствий.
  • Оценка полноты, достоверности и научной обоснованности прогнозов возможного влияния новой продукции, техники технологии на состояние окружающей среды и использование природных ресурсов.
  • Оценка выбора средств и методов контроля воздействия про­дукции на состояние окружающей среды и использование при­родных ресурсов.
  • Экологическая оценка способов утилизации или ликвидации новой продукции после отработки ресурса.

Завершается экспертиза выдачей заключения ведомственной экспертизы с рекомендациями об экологической целесообразности разработки, внедрения использования продукции либо необходимости ее замены или совершенствования.

35.

36. Инженерно-экологические изыскания — самостоятельный вид     комплексных инженерных исследований, который выполняется согласовано с другими видами изысканий — инженерно-геодезическими, инженерно-геологическими, инженерно-гидрогеологическими.

Инженерно-экологические изыскания выполняются для экологического обоснования строительства и иной хозяйственной деятельности с целью предотвращения, снижения или ликвидации неблагоприятных последствий и связанных с ними социальных, экономических и других последствий для сохранения оптимальных условий жизни населения.

Задачи инженерно-экологических изысканий:

  • комплексное изучение природных и техногенных условий территории, ее хозяйственного использования и социальной сферы*,

Согласно СНиПу 11-02-96  изучение отдельных компонентов природной среды, значимых при оценке экологической безопасности проектируемого строительства и апияюших на изменение природных комплексов в целом  (развитие опасных геологических и гидрометеорологических процессов, подъем уровня или истощение запасов подземных и поверхностных вод и другие особенности геологической срс ды, исследуемые обычно при инженерно-геологических и гидрометеорологических изысканиях), может быть включено в состав инженерно-экологических изыскании.

  • оценка современного экологического состояния компонентов природной среды и экосистем (природных комплексов) в це­лом, их устойчивости к техногенным воздействиям и способ­ности к восстановлению;
  • разработка прогноза возможных изменений природных (при-родно-технических) систем при строительстве, эксплуатации и ликвидации объекта;
  • оценка экологической опасности и риска;
  • разработка рекомендаций по предотвращению вредных и не­желательных экологических последствий инженерно-хозяй­ственной деятельности и обоснование природоохранных и ком­пенсационных мероприятий по сохранению, восстановлению и оздоровлению экологической обстановки;
  • разработка мероприятий по сохранению социально-экономи­ческих, исторических, культурных, этнических и других инте­ресов местного населения;
  • разработка рекомендаций и/или программы организации и проведения локального мониторинга, отвечающего этапам (ста­диям) предпроектных и проектных работ.

Инженерно-экологические изыскания для экологического обоснова­ния градостроительной документации проводятся с целью обеспече­ния экологической безопасности проживания населения и оптималь­ности градостроительных и иных проектных решений с учетом ме­роприятий по охране природы и сохранению историко-культурного наследия в районе размещения города (поселения).

Они включают в себя:

·         оценку существующего экологического состояния городской среды (в жилых, промышленных и ландшафтно-рекреационных зонах), включая оценку химического загрязнения атмосферно­го воздуха, почв, грунтов, подземных и поверхностных вод про­мышленными объектами, транспортными средствами, бытовы­ми отходами, а также наличие особо охраняемых территорий;

·         оценку физических воздействий (шума, вибрации, электри­ческих и магнитных полей, ионизирующих излучений от при­родных и техногенных источников);

·         прогноз возможных изменений функциональной значимости и экологических условий территории при реализации намеча­емых решений по ее структурной организации;

·         предложения и рекомендации по организации природоохран­ных мероприятий и экологического мониторинга городской среды.

Состав инженерно-экологических изысканий

В изыскания входят:

  • сбор, обработка, анализ опубликованных, фондовых материа­лов и данных о состоянии природной среды, поиск объектов-аналогов для разработки прогнозов;
  • экологическое дешифрирование аэрокосмических материалов с использованием различных видов съемок (черно-белой, мно­гозональной, радиолокационной, тепловой и др.);
  • маршрутные наблюдения с покомпонентным описанием при­родной среды и ландшафтов в целом, состояния наземных и водных экосистем, источников и визуатьных признаков за­грязнения;
  • проходка горных выработок для установления условий распро­странения загрязнений и геоэкологического опробования;
  • опробование почво-грунтов, поверхностных и подземных вод и определение в них комплексов загрязнителей;
  • газо-геохимические исследования;
  • исследование и оценка физических воздействий;
  • эколого-гидрогеологические исследования (оценка влияния техногенных факторов изменения гидрогеологических условий);
  • почвенные исследования;
  • изучение растительного и животного мира;
  • социально-экономические исследования;
  • санитарно-эпидемиологические и медико-биологические ис­следования;
  • стационарные наблюдения (экологический мониторинг);
  • камеральная обработка материалов;
  • составление технического отчета.

 

 

 

 

Поиск по сайту:

Copyright © 2004-2024 by omen. Все права защищены. http://omen.perm.ru/